воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Зомби


Среди нечисти, наводящей ужас на людей испокон веков, наиболее популярными являются образы оборотней, вампиров и их производные. Однако если эти кошмарные существа предстают перед людьми кровожадными монстрами, тем не менее их поведением руководят собственные помыслы и инстинкты. В то же время некоторые народы испокон веков верят в существование нежити, которая способна лишь к выполнению приказов заколдовавшего её мага. Такие сущности получили название зомби.




Впервые термин зомби был упомянут в 1810 в книге под названием «История Бразилии», автором которой являлся Роберт Саути. Однако там ничего не говорилось об оживших мертвецах, и название зомби принадлежало одному из божеств, которому поклонялись жители Западной Африки. До конца не выяснено, каким образом понятие зомби стало ассоциироваться именно с восставшими покойниками. Согласно одной догадке лингвистов, слово «жамби» с индийского переводится как «привидение», а другой вариант относится к африканскому языку банту, где «нзамби» означает «душа мертвеца». Жители Антильских островов и западной части Африки верят в то, что некоторые колдуны способны неким способом оживить умершего человека, после чего он становится покорным рабом колдуна.


Хотя магия вуду сразу ассоциируется с зомби, известно, что это слово попало в обиход гаитянских жителей в начале XVIII века после того, как с территории современных Бенина и Нигерии на Гаити начали вывозиться чернокожие рабы. Ожившие безвольные мертвецы заинтересовали общественность после выхода в свет в 1929 году книги Вильяма Сибрука «Остров магии». Сам автор работал репортёром в известной газете «Нью-Йорк Таймс», и некоторое время лично жил на Гаити у колдуньи вуду Маман Сели. Сибруку удалось присутствовать на многих из обрядов, и поэтому один из разделов книги посвящён магии, а именно зомбированию, где говорится о том, что для работы на плантациях сахарного тростника использовались…мертвецы. Сам автор книги тоже видел подобное существо, и особенно поразили его глаза зомби – пустые и абсолютно безжизненные. По словам Сибрука, это было страшное зрелище.


Хотя Сибрук и познакомил европейских читателей с новым для них понятием зомби, как оказалось, многие народы ещё тысячи лет тому верили, что умершие люди могут ожить, и поэтому всячески препятствовали их «воскрешению». Например, в Ирландии археологами были найдены два мужских скелета, из захоронения приблизительно 8-го столетия. Специалисты определили, что один из них умер в возрасте приблизительно 40-60 лет, а второй в 20-30 лет. Но в рот каждого из этих скелетов был вложен камень, что означало настороженное отношение к этим, возможно даже убитым людям.

По старинным поверьям, камни в рот клали тем покойникам, которые могли после смерти вновь вернуться к живым, и камень во рту в таком случае играл роль преграды, через которую душа умершего или злой дух не могли проникнуть обратно в тело. Обычно таким образом поступали с вампирами, но легенды о вампирах появились только семь столетий спустя, и скорее всего хоронившие этих мужчин люди боялись, что они могут стать зомби.


Шаманы Севера и Центральной и Восточной Азии тоже знали о способах превратить людей в своих послушных рабов, и ханты, нанайцы, ненцы и другие северные народы в своих легендах упоминали о некоем ужасном существе называемом «хет», которое являлось восставшим из могилы человеком без сердца.

В северомонгольских летописях X-XII вв. упоминается о том, что племена древних скифов использовали в боях «людей без души», ужасных своим видом и не знающих жалости. Такие полулюди назывались кадиле, и отношение к ним скифов тоже было очень жестоким. А племена на юге Тувы ещё в начале прошлого века вынимали из груди умерших сородичей сердце, чтобы те не стали слугами «чёрного шамана».

Михаил Семёнович Некрасов, этнограф и исследователь из Томска описывал странного вида человека, которого он встретил в 1905 году. Этот человек прислуживал тунгусскому шаману Сазыргелю, причём слуга понимал своего хозяина по одному лишь взгляду. Внешность человека не позволяла определить его возраст, а лицо его было сморщенным и покрытым мелкими трещинами, наподобие разлезшейся на сапогах коже. На вопрос Некрасова, что это за человек, Сазыргель ответил ему, что этого недостойного отдали духам великого шамана…

Источник: http://secrets-world.com/anomaly/58-zombi.html#sel=



Комментариев нет:

Отправить комментарий